«Обучать - значит вдвойне учиться».  

Ж. Жубер 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
5. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя следующие упражнения:

«Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-хоботок», «Окошко», «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка-иголочка», «Часики», «Качели», «Лошадка».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ-Ц:

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Киска сердится», «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубы», «Качели», «Посчитай нижние зубки».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч:

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков Л-ЛЬ:

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Посчитай зубки», «Поймай звук Л».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков Р-РЬ:

«Качели», «Маляр», «Чистик верхние зубки», «Посчитаем верхние зубки», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Комарик», «Моторчик».
 

Картотека артикуляционной гимнастики (картинки и описание упражнений) представлены (можно посмотреть здесь)